На Земле Александры (остров архипелага Земля Франца-Иосифа) сдано в эксплуатацию модульное здание для размещения военнослужащих. Подобные сооружения уже были возведены Спецстроем России на ряде островов в Арктике. Освоение Арктической зоны Российской Федерации идет в установленные сроки.
Сборное блочно-модульное здание смонтировано на металлических балках по сваям. Оно рассчитано на комфортное проживание необходимого количества военнослужащих. В здании есть помещение для занятий спортом, столовая, медицинский пункт, сауна, кабинет психологической разгрузки. На объекте имеется водоочистное сооружение со снегоплавильной установкой. Существует система очистки канализационных вод до технически чистой воды. Строительство подобного автономного модульного сооружения занимает до года.
Врио начальника Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Олег Сиразетдинов отметил: «Строительство объектов в Арктике ведется в сложнейших климатических условиях. Нами были зафрахтованы практически все суда, способные работать в данном регионе, так как для возведения объектов абсолютно все приходится завозить с материка. Это возможно сделать только во время летней навигации — это всего 4−5 месяцев. На сегодняшний день нашим предприятием уже завезено на арктические острова необходимое количество строительных материалов».
В конце 2015 года на одном из арктических островов будет построен самый большой комплекс, спроектированный в форме звезды. Такое проектное решение позволит военнослужащим свободно перемещаться внутри сооружения, максимально ограничив нахождение на открытом воздухе в условиях низких температур.
Ранее Спецстрой сообщил, что планирует возвести в Арктике шесть военных городков. Первым в конце октября введен в эксплуатацию арктический военный городок «Полярная звезда» на острове Врангеля. В прошлом месяце модульное жилое здание для военнослужащих было сдано в эксплуатацию.
"Арктический щит: Россия закроет Арктику от чужих ракет сплошным радиолокационным полем".
Арктическое объединенное стратегическое командование «Север» начинает действовать
Вся российская территория в арктической зоне будет закрыта сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, сообщил журналистам начальник ПВО ВВС России генерал-майор Виктор Гуменный.
«Перед нами поставлена задача по дальнейшему наращиванию сил и средств в арктической зоне, чтобы в перспективе создать сплошное радиолокационное поле северного направления, которое позволит своевременно обнаруживать все средства противника и тем самым отодвинуть рубежи пуска крылатых ракет от границы России, в Арктике ведётся активная работа по развёртыванию радиолокационных постов», напомнил Гуменный.
«Средства локации, такие как «Сопка», мы сегодня установили на Новосибирских островах. Тот же зенитный ракетно-пушечный «Панцирь». Доработали их до арктических требований. Эта техника сегодня поставлена», – сказал он.
По словам Гуменного, для создания сплошного радиолокационного поля используются и мобильные станции.
«На западных, южных и восточных рубежах уже создано сплошное радиолокационное поле. Средние и большие высоты полностью закрыты. Есть небольшие проблемы по наращиванию маловысотного радиолокационного поля, но мы успешно прикрываем это направление с помощью мобильных радиолокационных соединений», – пояснил Виктор Гуменный.
В Арктике также активно реконструируется аэродромная сеть для организации боевого дежурства российской авиации.
В феврале 2013 года глава государства утвердил стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Документ закрепил план действий, направленный на реализацию суверенитета страны и национальных интересов в Арктике.
Стратегия предусматривает создание и развитие береговой охраны в Арктической зоне, создание комплексной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие системы аварийно-спасательной готовности, разработку единой национальной системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
14 марта 2014 года на полярном острове Котельный в Арктике прошли уникальные военные манёвры: батальон Ивановской 98-й дивизии ВДВ впервые в истории российской армии спустился на парашютах на аэродром «Темп».
В сентябре на архипелаге Новосибирских островов в Арктике силами тактической группы Северного флота (СФ) и экипажем корабля СФ «Адмирал Левченко» были успешно проведены учения с выполнением ракетных и зенитных стрельб. В стрельбах были задействованы самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования «Панцирь-С1», зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», береговой комплекс «Рубеж», а также артиллерийские комплексы АК-100 и АК-630.
"Россия готовит военные базы для защиты Арктики".
В срочном порядке восстанавливаются аэродромы на Новой Земле и Новосибирских островах.
Россия продолжает активное обустройство военной инфраструктуры Арктики, начатое в последние годы. В том числе, как сообщает Минобороны, в эти дни вертолетами Военно-воздушных сил Ми-8 и Ми-26 производится доставка специалистов, продуктов питания, технических грузов и различной специальной техники на восстанавливаемый аэродром «Темп» (остров Котельный), расположенный на Новосибирских островах. А на архипелаге Новая Земля закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2»). Не исключено, что в ближайшие годы силами военного ведомства будет также восстановлен самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Восстановление авиабазы «Темп», которая во времена СССР была аэродромом двойного назначения, – одно из самых приоритетных сегодня для России в Арктике направлений. «Темп» не эксплуатировался уже более 20 лет. Рядом с базой проходит Северный морской путь. Начало строительства в самом сердце Арктики, по сути, нового аэродрома, который сможет через несколько лет принимать практически все типы военных самолетов, свидетельствует о том, что Россия намерена значительно укрепить свои позиции в регионе. Но процесс этот проходит, как выясняется, не в простых условиях. На состоявшемся в сентябре в Минобороны совещании обустроить военный аэродром «Темп» планировалось еще до 1 октября 2013 года. С этой целью в сентябре с.г. к Новосибирским островам совершил сбор-поход отряд кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
Он доставил на остров Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоков и более 1 тыс. тонн материальных средств, имущества и ГСМ. Но этого, оказывается, мало.
После ухода отряда кораблей из района островов доставка грузов на аэродром «Темп» продолжает смешанная авиационная группа, которая базируется на аэродроме Тикси (Республика Саха (Якутия). «Полеты проходят над водной поверхностью моря Лаптевых вне видимости береговой черты на высотах от 200 до 300 м со скоростью 200 км/ч. Расстояние, которое преодолевают вертолеты, составляет около 500 км в одну сторону», – сообщает Минобороны. Несмотря на трудности, предполагается, что задачи по переброске людей и грузов к военному объекту будут выполнены. И он начнет функционировать. Ведь, как выясняется, такая задача стоит не только для Минобороны, но и для других структур и России в целом.
Министр обороны Сергей Шойгу, говоря о задачах аэродрома «Темп» на международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», который недавно прошел в Салехарде, заявил о том, что «аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры в Арктике. И, конечно же, будет служить науке в качестве базы арктических экспедиций и научных исследований». Здесь Шойгу выступал как глава Русского географического общества. Но, естественно, не только для научных исследований нужен аэродром. На форуме в Салехарде президент Владимир Путин заявил, что Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне. И не только территорий, но и богатств, которые хранит Арктика, а также обеспечить свою безопасность. Как известно, на Севере уже добывается более 80% российского газа, свыше 90% – никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12–15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта. Видимо, не случайно заместитель министра обороны Аркадий Бахин, характеризуя задачи ВВС в Арктике, заявил недавно, что с восстановлением военных объектов «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и ее инфраструктуру. И мы это сделаем».
Источники в Минобороны сообщают, что для этих целей помимо строительства аэродрома на Новосибирских островах идет реконструкция других военных объектов. К примеру, этим летом была закончена реконструкция ВПП на аэродроме «Рогачево» («Амдерма-2»), который расположен на полуострове Гусиная Земля архипелага Новая Земля. Год назад сообщали, что здесь будет дислоцировано несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31. Потом источники в Минобороны данную информацию опровергли. Хотя материалы о возможной модернизации военных аэродромов в Арктике никто официально не опроверг. Необходимость размещения военной авиации в «Рогачево» диктуется двумя причинами. Во-первых, МиГ-31 войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны и должны будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с Севера. Во-вторых, они будут осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона России («Объект 700»).
Не исключено, что в будущем году Россия начнет восстановительные работы на самом северном и секретном своем ледовом аэродроме, расположенном на острове Греэм-Белл. Ледовым он называется не потому, что расположен на льду. На острове Греэм-Белл – песчаный грунт. Когда грунт оттаивал, готовилась ВПП. Потом песок застывал, покрывался ледовым панцирем и становился идеальной площадкой для взлета и посадок боевых самолетов вблизи Северного полюса (до него оттуда всего 896 км). Во времена СССР это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков. В конце 1980-х годов здесь проводились учения, связанные с базированием МиГ-31. Наши самолеты могли перехватывать авиацию США задолго до ее возможного подлета к центральным районам РФ.
По данным Минобороны, в августе-сентябре 2013 года впервые в постсоветской истории гидрографическое судно «Горизонт» и морской буксир МБ-56 Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа (он состоит из 192 островов). Походом руководил начальник гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Игорь Наумов. В экспедиции участвовал также отряд специального назначения подводных сил Северного флота из Заозерска, который отвечал за охрану судна и безопасность участников похода. Были обследованы острова архипелага. В том числе обстановка в районе острова Греэм-Белл.
В Ситуационном центре Вооруженных Сил Российской Федерации под руководством Министра обороны генерала армии Сергея Шойгу состоялось селекторное совещание, посвященное прибытию группировки российских боевых кораблей к западному побережью острова Котельный архипелага Новосибирских островов.
Об этом нашему корреспонденту сообщили в управлении пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.
В совещании приняли участие заместители Министра обороны, руководители федеральных служб и агентств, подведомственных Минобороны России, главнокомандующие видами и командующие родами войск, командующие войсками военных округов и флотами, командующие объединениями, руководители центральных органов военного управления.
Глава военного ведомства генерал армии С. Шойгу дал высокую оценку факту возвращении российского военного присутствия в Арктику. «Это событие трудно переоценить. Но мы должны двигаться дальше, продолжать работать», — подчеркнул он.
С. Шойгу дал ряд дополнительных поручений должностным лицам Минобороны, потребовав, прежде всего, неукоснительно соблюдать сроки строительства аэродрома на архипелаге Новосибирских островов.
«Я попрошу руководителя нашего отряда боевых кораблей Северного флота и командующего Северным флотом, всех участников похода очень внимательно следить за этой работой, должным образом ее оценивать, особое внимание уделить эксплуатации оборудования, техники, их надежности», — обозначил круг задач Министр обороны.
«Мы постарались обеспечить участников похода всем необходимым. Большое значение придаем телемедицине, то есть, возможности оказания консультативной помощи в случае необходимости, хотя, надеюсь, что таких ситуаций не возникнет. Но все равно надо уметь из них выходить», — отметил С. Шойгу.
«Поэтому, —продолжил глава Минобороны, — Военно-медицинская академия совместно с Главным военным медицинским управлением должны отработать все эти технологии, ведь дальше у нас пойдут второй, третий и четвертый этапы работ на Новосибирских островах».
С. Шойгу обратил особое внимание на необходимость соблюдения главкоматом ВВС сроков возведения взлетно-посадочной полосы аэродрома «Темп» на архипелаге Новосибирских островов. «Это один из важнейших элементов всесезонной поставки туда техники в дальнейшем и постановки там на дежурство наших новых подразделений», – подчеркнул Министр обороны.
Обращаясь к своему первому заместителю, генералу армии Аркадию Бахину, С. Шойгу сказал: «Я бы хотел, чтобы вы взяли на контроль и уточнили графики суточных работ и темпы их ведения. Проведите как можно быстрее серьезную оперативную работу, потому что возведение аэродрома требует, с одной стороны, очень тщательного подхода с точки зрения качества, а, с другой стороны, нас поджимают сроки».
«Мы с вами все просчитали, поэтому задержка с выполнением работ даже на 3-5 дней накладывает на нас довольно серьезные дополнительные обязанности и дополнительные риски», – предупредил глава военного ведомства.
«Наши тыловые службы сделали все, чтобы у вас под рукой было все необходимое для быстрого создания там современного аэродрома для использования самолетов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Очень не хочется, чтобы кому-то пришлось совершать подвиги из-за чьей-то расхлябанности», — подчеркнул С. Шойгу.
Выступивший на селекторном совещании главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Виктор Чирков отметил, что «арктический поход отряда кораблей Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», оставившим за кормой две тысячи морских миль, — не что иное, как реальная практическая мера по возобновлению регулярного присутствия кораблей ВМФ в стратегически важных районах Мирового океана».
Он также сообщил, что «одновременно экспедиционный отряд гидрографической службы Северного флота в составе гидрографического судна «Горизонт» и морского буксира МБ-56 12 сентября произвел высадку на самой северной точке острова Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа». «Экспедиция выполняет задачи по сбору информации об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректуре карт и морских лоций, гидрометеорологическим наблюдениям, обследованию геодезических пунктов на архипелаге, изучению возможностей плавания неледокольных судов в высоких широтах», – пояснил В. Чирков.
«Участие Министерства обороны в обеспечении национальных интересов России в Арктике продиктовано необходимостью четких гарантий безопасности государства в этом важном стратегическом регионе», — подчеркнул главком ВМФ.



