Два Ил-76 везут в Таганрог для переделки в А-50ЭИ
Доставка обеих недостроенных планеров (серийные номера 94-05 и 94-09) осуществляется "СВ Транс" автопоездом, включающим 14 автомобилей-трейлеров, два из которых везут непосредственно собранные фюзеляжи. 23 октября колонна автопоезда прибыла из Ташкента через территорию Узбекистана и Казахстана в находящийся на побережье Каспийского моря казахстанский порт Актау (бывший Шевченко), где оба планера будут погружены на грузовое судно для последующей транспортировки водным путем на российскую территорию (на 31 октября погрузка еще не была произведена).
О заключении контракта с Индией на поставку дополнительных самолетов А-50ЭИ пока что не сообщалось, и в конце августа 2014 года представитель ТАНТК сообщал об этом контракте только как об ожидаемом. Тем не менее, нынешняя доставка двух планеров для А-50ЭИ из Ташкента в Таганрог заставляет предположить, что контракт либо уже подписан, либо будет подписан в ближайшее время. Известно, что финансирование на закупку двух дополнительных самолетов А-50ЭИ было одобрено индийским правительством еще в 2013 году. Следует отметить, что фактически основной контракт, как и в 2004 году, должен быть заключен министерством обороны Индии с израильским объединением Israel Aerospace Industries (IAI), как головным поставщиком, а российские ОАО "Рособоронэкспорт" и ТАНТК будут выступать подрядчиками по отдельным соглашениям.
Напомним, что ранее Индия получила по контракту 2004 года стоимостью 1,1 млрд долл с IAI три самолета ДРЛО и управления А-50ЭИ ("ЭИ"), оснащенных радиолокационным комплексом IAI Elta EL/W-2090 и двигателями ПС-90А-76. "Рособоронэкспорт" и ТАНТК выступали подрядчиками по данному контракту, обеспечив поставку и оборудование в А-50ЭИ трех планеров самолетов Ил-76ТД, достроенных по их заказу на ТАПОиЧ из заделов 94-й производственной серии (серийные номера достроенных самолетов - 94-02, 94-03 и 94-04). Все три самолета А-50ЭИ были поставлены Индии в 2008-2010 годах, и с тех пор индийская сторона постоянно вела переговоры о приобретении дополнительных машин, причем ее намерения простирались до заказа девяти дополнительных самолетов.
В конечном счете, как можно судить, индиская сторона была вынуждена пока что ограничиться приобретением всего двух дополнительных самолетов, для которых на ТАПОиЧ оставались планеры Ил-76ТД 94-05 и 94-09 в относительно высокой степени готовности. Как уже сообщалось, в октябре 2012 года ОАО «ОАК» и ОАО «Рособоронэкспорт» по согласованию с индийской стороной было принято решение о поставке двух дополнительных самолетов (то есть четвертого и пятого) ДРЛО «ЭИ» на базе агрегатов указанных двух самолетов Ил-76ТД производства ГАО ТАПОиЧ. 17 января 2013 года заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден паспорт экспортного облика № 64/13/ЭП на самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) на базе самолета Ил-76ТД.
В конце 2011 года был заключен непосредственный контракт купли-продажи двух указанных планеров самолетов Ил-76ТД № ТАРС-145-181-2011 между ГАО «ТАПОиЧ» и компанией E.S.C. Aviation Services Corp., представляющей интересы IAI. По предварительным планам, работы по предпродажной подготовке двух планеров должны были быть начаты с 01 апреля 2013 года и продлиться семь месяцев. По всей видимости, затягивание сроков подписания окончательного основного контракта на приобретение Индией двух дополнительных А-50ЭИ привело к сдвигу всех сроков по планерам.
Следует особо указать, что в случае окончательной достройки на ТАНТК самолеты 94-05 и 94-09 станут последними "старыми" машинами Ил-76 и последними Ил-76 ташкентской постройки.