С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы 5-9-х классов предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР). Тогда же столичный департамент образования запустил в 40 школах эксперимент по обязательному изучению ОДНКНР в объеме одного часа в неделю. Родителям пятиклассников было рекомендовано выбрать между двумя учебниками: пособием "Православная культура" и курсом "Истоки". Сейчас "Истоки" преподают в образовательных учреждениях 62 регионов страны. В ноябре 2016 года первый заместитель губернатора Вологодской области Алексей Шерлыгин заявил, что руководство региона обратится в Минобрнауки с просьбой распространить курс на всю страну. Однако первая же попытка департамента образования ввести "Основы духовно-нравственной культуры" в московской школе с многоконфессиональным составом учащихся обернулась совместным заявлением в Генпрокуратуру от родителей-христиан, мусульман, иудеев и атеистов.
"В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования,— рассказала "Ъ" мама ученика школы N2065 Инна Герасимова.— Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок "Истоки", отказаться нельзя". Госпожа Герасимова открыла учебник неизвестного ей предмета и "просто оказалась в шоке". "Там постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы",— говорит мама школьника. Инна Герасимова подчеркнула все сомнительные, с ее точки зрения, утверждения учебника и опубликовала фотографии в чате родителей. "Я сама атеистка, но недовольны были вообще все верующие,— говорит она.— У нас в классе половина детей из мусульманских семей, это ведь Новая Москва. У нас есть семьи иудеев, есть католики, адвентисты. И православные родители тоже выступили против откровенного навязывания их религии".
Курсы "Истоки" и "Социокультурные истоки" разработаны в начале 2000-х под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными). Существует целая линейка пособий, которая начинается с книг для детских садов, проходит с 1-го по 11-й классы школ и заканчивается учебниками для колледжей. Их авторы — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД "Истоки" Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин. По данным kartoteka.ru, ИД "Истоки" в 2011-2016 годах заработал на продаже учебников около 22,5 млн руб.
Госпожа Герасимова отправила свою жалобу в столичный департамент образования, который перенаправил письмо руководству школы (переписка имеется в распоряжении "Ъ"). Директор вызвала родителей в школу и заявила, что отказаться от предмета не имеет права, так как это инициатива департамента. "В итоге мы договорились, что предмет останется, но учебники "Исток" школа заберет и поменяет программу на светскую,— говорит госпожа Герасимова.— Но через пару дней на родительском собрании нам заявили, что все остается по-прежнему. Максимум можно сдать учебники, если они не нравятся". На том же собрании все 24 присутствующих родителя поставили подписи под обращением в столичную прокуратуру. "У меня есть некоторое юридическое образование, кое-чего нахваталась в жизни,— говорит Инна Герасимова.— Я показала другим родителям Конституцию, где прямо говорится, что религиозные объединения отделены от государства. Показала закон "О свободе совести", где говорится, что запрещается обучение детей религии вопреки их воле и без согласия родителей. Все согласились, что такие эксперименты нарушают закон". 28 октября обращение отправилось в прокуратуру Москвы, которая переслала его в департамент образования. После этого родители направили подробную жалобу в Генпрокуратуру.
"На 126 страницах книги упоминается: Бог — 60 раз, икона — 66, чудеса — 20, молитва — 26, крест — 31, храм — 83, ангел — 31",— скрупулезно подсчитали родители.
"Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом,— говорится в жалобе.— Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым". Заодно родители попросили проверить, не было ли коррупционной составляющей при выборе столичными чиновниками "Истоков" в качестве пособия.
В департаменте образования Москвы заявили "Ъ", что "Основы духовно-нравственной культуры народов России" не связаны с "приобщением к религиозной практике, изучением ритуалов какой-либо религиозной конфессии". Чиновники утверждают, что учебные пособия "Истоки" и "Православная культура" были выбраны "коллективами педагогов по итогам заседаний педагогических советов и изучения мнения родителей". А школы "принимали решение об изучении курсов "Истоки" и "Православная культура" по итогам обсуждения со всеми родителями". При этом чиновники признают, что, кроме "Истоков" и "Православной культуры", родители имеют право потребовать "включить темы, связанные с духовно-нравственной культурой народов России в программы по истории, обществознанию, литературе, музыке, изобразительному искусству". Либо вообще ограничиться "посещением экскурсий в исторических музеях и концертов российских музыкантов".
Александр Черных
Представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Геннадий (Войтишко):
«Курс “Истоки” прошел все необходимые экспертизы и допущен Министерством образования в светской школе. Он ориентирован на изучение истории и культурных традиции России. Говорить о его миссионерском характере — даже не абсурд, а банальное невежество. Могу лишь выразить сожаление, что кто-то, увидев в культурологическом курсе такие темы, как «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона “Живоначальная Троица”», падает в обморок.
Что касается альтернатив, то неразработанность содержания ОДНКНР — это недоработка Минобрнауки. Отсюда весь исток полемики. И очень хорошо, что эксперимент, который проводится в ряде школ, выявляет «проблемные места». Надеюсь, что по мере расширения линейки предметов в рамках предметной области ОДНКНР появятся и другие курсы, в том числе и полноценная светская этика. Кстати, мусульмане уже не первый год имеют возможность в ряде субъектов Федерации изучать основы исламской культуры.
Мы всегда настаивали на обеспечении свободного выбора родителями курсов как в рамках ОРКСЭ, так и ОДНКР».
В РПЦ отрицают «миссионерский характер» курса «Истоки».
Но стоит отметить, что разработчики курса имеют награды от руководства РПЦ. Так, в 2010 году патриарх Кирилл наградил одного из авторов «Истоков» Александра Камкина дипломом III степени премии «За нравственный подвиг учителя». Господина Камкина отметили именно за разработку учебного пособия для общеобразовательных учреждений «Истоки. Слово и Образ России».
А в 2015 году издательский дом «Истоки» стал одним из победителей конкурса «Просвещение через книгу», который проводится по благословению патриарха Кирилла. Тогда коллектив авторов учебников для 1-4 классов и дошкольных учреждений занял 3 место в номинации «Лучшее учебное издание».
При этом поиск по сайтам РПЦ дает и другие примеры связи РПЦ и курса «Истоки». Например, 8 сентября 2016 года священники передали учебники по курсу «Истоки» в школу №3 города Вяземский (Хабаровский край).
Главными энтузиастами по продвижению «Истоков» являются власти Вологодской области — напомним, что один из разработчиков курса Александр Камкин преподает в Вологодском педагогическом университете. В ноябре 2016 года в Вологде при поддержке Минобрнауки РФ прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная курсу «Истоки». Мероприятие открыли митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и первый заместитель губернатора области Алексей Шерлыгин. Чиновник заявил, что в Вологодской области по программе «Социокультурные истоки» обучаются более 80 тысяч школьников — это две трети учеников со второго по девятый класс. «Решением сегодняшней конференции должно стать продвижение курса “Истоки” на еще более высокий уровень и вхождение его в новые учебные образовательные программы на всей территории Российской Федерации»,— заявил заместитель губернатора.
А КАК ЖЕ ЭТО? НЕ РАБОТАЕТ ДА?
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3165112?ut … paign=four
P/S
Правильное требование такое:
Сделать этот урок факультативным. Желающие пусть посещают, остальные пусть в это время готовят домашнее задание по другим предметам. Родители обязаны защищать права своих детей.