Легитимные Алкоголики

Объявление

Добро пожаловать в Лечебно-Трудовой Профилакторий им. Бишкекчанина!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Легитимные Алкоголики » Архив » Техника - Молодёжи - 1


Техника - Молодёжи - 1

Сообщений 421 страница 450 из 998

1

Про всё ,что летает, ездит, плавает, стреляет  :flag:

http://s019.radikal.ru/i622/1503/39/a8ea83d69822.jpg
http://sg.uploads.ru/t/GezUg.gif

0

421

http://se.uploads.ru/t/3Bg9z.jpg

лёдчица :crazyfun:

+1

422

http://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/1924198/1924198_900.jpg

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (бортовой номер "красный 10", регистрационный номер RF-94128, название "Саратов") ВВС России, оборудованный узлами внешней подвески для размещения стратегических крылатых ракет воздушного базирования нового типа. Энгельс, 03.03.2015 (с) Юрий Киселев / russianplanes.net

+2

423

http://cdn-www.airliners.net/aviation-photos/photos/7/1/8/2413817.jpg
:question:

0

424

О непобедимых стелсах (F-22, F-35)
Автор аргументировано рассматривает случай, когда техника начинает побеждать разум!
http://ic.pics.livejournal.com/cheytobot/8632657/8613/8613_original.jpg
Ф-22 на фото практически незаметен, не так ли?

Далее

Общеизвестно, что американские Ф-22 невидимые, непобедимые и вообще самые-самые. Что там наши сушки против них могут? Так эт, не самолёт, а пшик все эти наши сушки. Давайте же разберём, какие преимущества даёт стелс-технология самолёту по сравнению с теми экземплярами, которые ей не обладают. Для этого нам понадобятся лишь школьные знания да ещё немного эрудиции, почерпнутой из детских познавательных книжек.

Перво-наперво следует в очередной раз напомнить: стелс - не невидимость для радаров, стелс - лишь "малая" заметность. Стелс прекрасно виден в оптическом диапазоне, ближнем ИК, дальнем ИК, а также в радиоволнах длиннее одного метра. В радиоволнах менее одного метра он не невидим, он лишь менее заметен.

Насколько менее? Вспоминаем школьные познания в геометрии. Мощность излучения меняется расстоянием от источника излучения в корень квадратный раз. Если на расстоянии в 40км мы измеряем сигнал мощностью X, то на расстоянии в 400км мощность сигнала от этого источника будет уже X*0.01, то есть в сто раз меньше. Обычный самолёт, облучённый радаром, рассеивает этот сигнал грубо говоря равномерно во всех направлениях. Поэтому мощность отражённого сигнала падает ровно по такому же принципу. То есть, радиолокационное эхо самолёта с изменением расстояния в 10 раз изменяется в 10000 раз.

Таким образом, чтобы быть обнаруженным неким гипотетическим радаром не на расстоянии 400км, а лишь на 40км, самолёт должен рассеивать отражённый сигнал в 10000 раз меньше.

Что делает стелс-технология с радиосигналом? Вместо того, чтобы рассеивать падающее излучение она его частью поглощает, а частью отражает, не рассеивая, в максимально ограниченном количестве направлений, чтобы минимизировать шанс попадания отраженного луча в приёмник радара. Именно поэтому стелсы имеют такие рубленые формы и множество параллельных кромок и рёбер. Полного поглощения или отражения добиться невозможно, часть всегда рассеивается, поэтому используется показатель ЭПР - эффективная поверхность рассеивания.

ЭПР обычных истребителей оценивают величиной порядка 10 квадратных метров. По оценкам наших специалистов, ЭПР Ф-22 должна быть на уровне 0.3 кв.м., то есть лишь в 300 раз меньше, а никак не в 10000. По утверждениям американцев, во фронтальной проекции его ЭПР составляет 0.0001 кв.м., то есть, как у стального шарика в 1 см диаметром. Как говорится - ну-ну. Что будет с ЭПР Ф-22 при боковой или вовсе многоракурсной подсветке, что там у него вообще с ЭПР в проекциях, отличных от фронтальной - то великая государственная тайна США.

Что ж, поверим американцам и заглянем в характеристики какого-нибудь радара. Например, Н035 "Ирбис", радар Су-35С. Цель с ЭПР 0.01 кв.м. он обнаруживает на расстоянии 90 км. Таким образом, при самом благоприятном раскладе и предположении, что американцы не приукрашивают, Су-35С обнаружит Ф-22, соблюдающий строжайший режим маскировки, радаром на расстоянии около 30км. На таком расстоянии самолёт может быть обнаружен уже в ИК диапазоне бортовой ОЛС. Именно в передней полусфере она обнаруживает цель за 30км, ну а если видно горячие сопла самолёта - и все 80км. Ну а при отклонениях от благоприятного расклада и поправке утверждений американцев на мнение наших специалистов (ну, то есть, в реальной жизни) дальность обнаружения даже радаром истребителя может перевалить за 100 км. Даже обычное воздушное патрулирование с применением лишь радаров самих истребителей, облучающих заданный район со многих ракурсов, многократно повышает риск обнаружения.

Однако бортовые РЛС истребителей работают в сантиметровом диапазоне длин волн и излучают мощность единиц, максимум - десятков киловатт. Большего от шайбы диаметром около 1 метра добиться невозможно. Длину волн ограничивает геометрия, излучаемую мощность - охлаждение антенны. Именно этим диапазоном и ограничиваются возможности стелс-технологии. И тоже по причинам простой геометрии - Ф-22 недостаточно велик для того, чтобы эффективно отражать или поглощать метровые волны, он может их только рассеивать. В детстве наверное читали о том, что зеркало - это поверхность, неровности которой меньше, чем длина отражаемых волн? Наземные РЛС не ограничены жёстко ни размерами, ни количеством антенн, ни мощностью, ни, как следствие, сантиметровым диапазоном длин волн. Для волн метрового диапазона что стелс, что не стелс - всё едино. Замысловатый многогранный Ф-22 с точки зрения метровых волн такой же круглый, как носовой обтекатель Су-27. То есть, для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением радаров в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, Ф-22 представляет угрозу не больше, чем любой другой самолёт без стелс.

Именно поэтому поставка С-300 в какую-нибудь Сирию, Иран или любую другую страну - больной вопрос для американцев. Уже полувековой давности С-300 достаточно, чтобы крайне осложнить применение малозаметных вооружений - Ф-22 или крылатых ракет. Более того, Ф-22 даже просто так не летают близко с районами действия С-300 и более совершенных систем, чтобы ненароком не дать практический опыт отслеживания, на основании которого можно было бы понять реальные, а не рекламные характеристики такой цели.

Далее, одна из фундаментальны проблем стелс-технологий была рассмотрена в книге "Занимательная физика" Якова Перельмана, впервые изданной более 100 лет назад. Состоит она в том, что настоящий невидимка сам ничего не видит. В самом деле, чтобы Ф-22 мог обнаруживать цели хотя бы вращая своим радаром в пассивном режиме, нужно этот самый радар, 1-метровую шайбу, подставить всем радиоволнам, чтобы он мог с ними взаимодействовать. Носовой обтекатель Ф-22 в скрытом режиме не должен быть радиопрозрачным, чтобы не нарушать геометрию отражающих поверхностей самолёта. Но если хочется хотя бы пассивно подглядеть радаром окружающий эфир, придётся сделать обтекатель радиопрозрачным, иначе радар если и сможет излучить через него сигнал, то принять обратно точно ничего не сможет. О каком ЭПР в 0.0001 кв. м. спереди можно говорить, когда прямо вперёд смотрит антенна радара метр диаметром? Может быть эта антенна полностью поглощает падающий на неё сигнал? Ладно, тогда как быть с частью корпуса самолёта, не прикрытой радаром, которая обнажается для радиоволн в момент, когда носовой обтекатель становится "прозрачным"? Беда...

Ф-22 в скрытом режиме ради уменьшенной заметности должен сам становиться практически слепым и глухим. Режим полного радиомолчания, радар - отключен и спрятан, даже радиосигнал нельзя просто так принять, потому что для этого надо выставить хоть какие-то антенны, которые тут же начнут рассеивать сигнал. Единственный вариант - какой-нибудь односторонний спутниковый канал связи, когда принимающие устройства смотрят вверх, в космос, и не подставлены под облучение радаров вокруг. Но как же тогда он будет видеть воздушные цели? Очевидно, чтобы обнаруживать самолёты папуасов, не обладающих нормальной ПВО, где-то в 300 километрах должен ещё кружить самолёт дальней разведки, который и будет передавать целеуказание. Есть ещё всё та же ОЛС, видящая на 30-80км, да вот проблема - ОЛС противника тоже будут видеть на 30-80км. Но нас самолётах папуасов таких продвинутых систем может и не быть. Видимо, на то и расчёт.

Нечего и говорить о том, чтобы включить радар - это фонарь мощностью несколько киловатт, сигнал которого уловит даже пилот самолёта своими металлическими коронками на зубах. Разговоры о том, что можно по быстрому включить, пальнуть и выключить - чистая теория. Единственная дальнобойная ракета в вооружении Ф-22 - AIM-120C. Её дальность 50-70 км (уже опасное расстояние даже в стелс-режиме), в новых модификациях заявляют около 100 км. Её головка самонаведения захватывает цель только на расстоянии 15-20 км. До цели она летит "по памяти", с помощью инерциальной системы наведения. Если не осуществлять радиокоррекцию, то самолёту, обстреливаемому такой ракетой, в момент обнаружения облучения радаром (значит, кто-то навёлся и, возможно, отстрелялся) достаточно резко изменить направление полёта, чтобы ракета "по памяти" прилетела совсем не туда, где через 40-60 секунд (подлётное время AIM-120 с максимальной дальности) окажется её цель. Да и сама процедура обнаружения цели, её выбора и пуска ракеты займёт у Ф-22 не одну секунду нарушения режима малой заметности.

Итак, диапазон практического применения малой радиолокационной заметности всё сужается и сужается. Фактически, в свете перечисленного он ограничивается районом, где у противника нет ни завалящей ПВО, ни современных самолётов, ни воздушных патрулей, а есть лишь единичные устаревшие типы самолётов. Потому что если самолёты не устаревшие, то уже сегодня есть средства, осложняющие жизнь стелсу даже при столкновении с малым количеством нестелсовых противников.

Да, в габариты основного радара истребителя невозможно вписать способность работы с длинными волнами. Но сам-то самолёт достаточно большой. Последние несколько лет на авиасалонах наши конструкторы регулярно демонстрируют некие радары L-диапазона, устанавливаемые в переднюю кромку крыла самолёта. Из них можно сформировать линейный массив приёмо-передающих модулей порядка 10 метров и более в ширину. Такая антенна вполне сможет работать эдаким пеленгатором в длинноволновом диапазоне, формируя достаточно узкий сектор направленного излучения. Да, поскольку массив вытянут в горизонтальную линию, невозможно управлять направленностью передачи и приёма по вертикали (значит - по высоте обнаруживаемой цели). А вот по горизонтали, по азимуту, вполне можно обнаруживать даже малозаметную для коротких волн цель с достаточной, как минимум до нескольких километров, точностью. А значит, пилот самолёта будет предупреждён о том, что действует стелс, и будет весьма точно знать, в какой районе он находится. Предупреждён - значит, вооружён.

В теории, несколько самолётов, оснащённых такими антеннами, разнесённые на сотни метров друг от друга, смогли бы вычислять положение и параметры движения стелс-цели с точностью, достаточной для выведения на неё ракеты с ИК-наведением на расстояние, где уже надёжно сработает ИК-головка. Ну а когда Ф-22 начнёт фигурять в воздухе, отстреливать тепловые ловушки и всячески кружиться, пытаясь сбить захват такой ракеты, в его направлении полетит и всё остальное... Но то теория. На практике же даже знание о присутствии стелса и его примерной позиции позволят квалифицированному пилоту вынудить стелс ради уверенного поражения цели подойти на расстояние, где малая заметность для радара потеряет своё значение и уступит место ИК-диапазону, а строго выдерживать выгодные ракурсы с точки зрения собственной ЭПР для стелса станет невозможным.

Борух Немцов озаглавил бы заключение заметки так:

Стелс. Итоги.

Стелс-возможности самолёта ограничиваются:
1. Радиоволнами (для ОЛС виден на общих основаниях);
2. Причём лишь узким диапазоном оных (для длинноволновых радаров - на общих основаниях);
3. В районе применения не должно быть ПВО построенной по технологиям полувековой давности и новее;
4. Узкими ракурсами облучения, где стелс работает максимально эффективно (иначе даже по рекламным характеристикам всё становится очень тяжело);
5. Стелс ограничен в возможностях обнаружения целей (либо он нарушает режим малой заметности, либо его обеспечивают целеуказанием извне)
6. Современные самолёты имеют эффективные средства как с точки зрения раскрытия стелса, так и с точки зрения противодействия его уже не самому новому оружию.

Фактически, эффективно использовать стелс можно лишь в условиях полного технического превосходства, когда на вооружении противника находятся лишь устаревшие самолёты и крайне слабая ПВО, а Ф-22 действует не самостоятельно, а при поддержке дальних средств разведки. Если эти условия нарушаются, лавиной растёт число факторов, ограничивающих возможную тактику, основанную на малой заметности.

Малая заметность имеет значение лишь как один из факторов, когда в жертву ей не приносятся иные характеристики самолёта. Это косвенно подтверждается тем, что только американцы носятся со "стелсами", тогда как остальной мир к практической работе в этой области перешёл лишь тогда, когда стала возможна разработка стелс-самолётов без жертвования иными характеристиками.
Источник: http://cheytobot.livejournal.com/186107.html

0

425

https://img-fotki.yandex.ru/get/15544/227091551.3d/0_ecaa8_11c5ccdf_orig.jpg

0

426

https://img-fotki.yandex.ru/get/3105/69185483.510/0_128504_30976c30_XL.jpg
:question:

0

427

:dontknow:

0

428

Як-40 с каким-то двигателем в носу. Чехословацкий.
Может какая-то летающая лаборатория  :dontknow:

0

429

А я Як-40 - шибко уважаю!!! Впервые полетел на нем году где-то в 1973. Из Пржвевальска во Фрунзе. Крайний раз летал в 1987 г. из Фрунзе в Кызыл-Кия. Супер-самолёт!!! Как такси. Вещи с собой. Сгрузишь в хвосте, а сам - садись - куда хочешь...  :cool:

0

430

http://militaryrussia.ru/i/284/632/BF11o.jpg
:cool:

+2

431

http://avia-simply.ru/wp-content/uploads/2012/07/il-76ll.jpg
:cool:

+1

432

:cool:  Илюхи классные машины!!!

0

433

После исчезновения Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines рейса MH370 старший авиадиспетчер в Куала-Лумпуре спал еще четыре часа, следует из отчета об инциденте.  %-) Расшифровки обсуждений между гражданским, военным персоналом и сотрудниками авиакомпании в первые часы после ЧП показывают, что можно было действовать гораздо активнее и быстрее, пишет газета Sydney Morning Herald. Самолет перестал подавать сигналы в 01.20 по местному времени. Во время беседы, начавшейся в 05.20 по местному времени, сотрудник Malaysia Airlines неоднократно спрашивал авиадиспетчера в аэропорту Куала-Лумпура, передали ли они ответственность за самолет вьетнамским коллегам, передает РИА «Новости». Малайзийский диспетчер отвечал, что он начал работу в 03.00 и не был уверен в точности. После чего диспетчер сказал, что разбудит своего начальника. «Ничего, я разбужу моего старшего диспетчера и попрошу проверить еще раз, пойти в диспетчерскую и проверить, когда последний контакт…вот это все», - говорится в отчете. Диспетчеры в Хошимине спросили лишь через 20 минут, почему самолет не вошел в их воздушное пространство, хотя правила предписывают узнать об этом уже через две минуты. Возникла большая путаница: авиакомпания в какой-то момент настаивала на том, что самолет летит над Камбоджей, хотя на самом деле согласно данным он летел на автопилоте где-то на юге Индийского океана. Очевидны промедления и в других аспектах: стадия бедствия была объявлена авиакомпанией спустя 5 часов и 13 минут после последнего контакта с воздушным судном, а первый поисковый самолет отправился на поиски Boeing лишь в 11.30, спустя 10 часов после пропажи самолета. Также из расшифровок бесед между диспетчерами ясно, что вьетнамские диспетчеры так и не ответили ни на одно из экстренных сообщений и вообще с трудом понимали, что от них требуют малайзийские представители, пишет газета. Специалисты отмечают, что опубликованный 580-страничный доклад - промежуточный и технический, так как самая массовая и дорогая в мировой истории поисковая операция пока еще не привела к успеху.

0

434

Впервые в кругосветный полет отправился самолет на солнечных батареях, сообщает «Вести».

Швейцарский самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 отправился в путешествие из Абу-Даби 9 марта — это первый подобный перелет в истории авиации. Путешествие продлится около полугода, самолет преодолеет 35 тысяч километров, управлять им будут двое пилотов: Андре Боршберг и Бертран Пикар. Размах крыльев аппарата — 72 метра, вес — около 2,3 тонны, питание обеспечивают 17 тысяч солнечных батарей, от которых работают четыре электромотора.

Предположительно, самолет может находиться в воздухе круглосуточно, так как излишки солнечной энергии накапливаются, что и позволяет продолжать движение ночью. Первая остановка намечена в Омане, откуда пилоты планируют направиться в сторону Индии, затем в Китай, США и Европу.

Самолету придется пролететь над Тихим океаном. Всего запланировано 12 посадок, закончится путешествие в ОАЭ.

0

435

пеший написал(а):

Вчера 20:19

ЛЛ- Летающая Лаборатория.

0

436

Космический мусор. Слева — красные точки активные спутники, черные точки — мусор. Справа — скорость накопления мусора вокруг Земли.
https://pp.vk.me/c622519/v622519870/22a9a/lWUTSTur25M.jpg

0

437

по большому счету и красные точки можно к мусору отнести...

+1

438

Вот что нашел к посту 426 " Як-40 с винтом" :Летающая лаборатория Jak-40LL, предназначенная для испытаний двигателей и воздушных винтов
https://ru.wikipedia.org/wiki/-40

+1

439

Руководство ВДНХ было вынуждено приостановить продажу космического питания в павильоне № 32, сообщает агентство городских новостей "Москва".

Продажа тюбиков с едой для космонавтов стартовала на ВДНХ в начале февраля. Посетителям предлагалось попробовать 11 космических блюд.

Теперь же руководство приостановило продажи из-за неожиданного спроса.

"Посетители ВДНХ раскупили за неделю все то, что готовилось полтора месяца. Продукцию производят те же люди и на том же оборудовании, что и обслуживают настоящих космонавтов. В связи с тем, что 27 марта отправляется очередной экипаж на МКС на год, все ресурсы были заняты подготовкой еды для орбитальной станции. В перерывах от кормления космонавтов завод готовит серию для продаж землянам. Мы сейчас берем некий тайм-аут до конца марта-начала апреля, чтобы увеличить объемы производства и дальше работать без перерывов", — заявил по этому поводу глава Лаборатории космического питания Алексей Ведерников.

В ближайшие два года компания планирует установить в столице 500 аппаратов с космическим питанием.

0

440

Российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ6", в октябре 2014 года выведенный на нерасчетную орбиту, своим ходом добрался до целевой орбиты, передает ТАСС. :hobo:

Об этом сообщает пресс-служба предприятия-изготовителя - компании "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева" (ИСС, Железногорск, Красноярский край).

"При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 года, космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету (параметр орбиты, характеризующий ее форму). Специалисты "ИСС" обеспечили довыведение спутника в заданную точку после запуска за счет ресурсов его электродвигательных установок", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании.

В настоящее время "Экспресс-АМ6" находится в позиции 50,45 градуса восточной долготы на геостационарной орбите. После выхода в заданную точку стояния началось проведение летных испытаний полезной нагрузки космического аппарата, отмечается в сообщении пресс-службы.

Полезная нагрузка космического аппарата "Экспресс-АМ6" состоит из 72 транспондеров и 11 антенн, работающих в Ka-, C-, Ku- и L-диапазонах частот.

По завершении летных испытаний полезной нагрузки "Экспресс-АМ6" будет переведен в орбитальную позицию 53 градуса восточной долготы и сдан заказчику для использования по целевому назначению.

"Экспресс-АМ6" предназначен для обеспечения цифрового телерадиовещания, решения задач подвижной президентской и правительственной связи, а также предоставления пакета мультисервисных услуг. Гарантированный срок активного существования спутника - 15 лет.

Новости Космонавтики

0

441

Советский написал(а):

Продажа тюбиков с едой для космонавтов стартовала на ВДНХ в начале февраля. Посетителям предлагалось попробовать 11 космических блюд.
Теперь же руководство приостановило продажи из-за неожиданного спроса.

0

442

http://se.uploads.ru/t/JQr3j.jpg

+1

443

Россия готовит в Казани «кузькину мать» для Запада?  - вся статья на http://cont.ws/post/79185
http://cont.ws/uploads/posts/79185.jpg
Ту-160 в небе над Энгельсом.
В столице РТ могут заново развернуть производство стратегических ракетоносцев Ту-160
Как стало известно «БИЗНЕС Online», «Туполеву» и Казанскому авиазаводу поручено просчитать возможность восстановить производство Ту-160 — части ядерной триады России. По оценкам экспертов, в нынешних условиях такой перезапуск обойдется в десятки, если не в сотни миллиардов рублей и равнозначен подвигу. Но выхода нет: для эффективного боевого дежурства стране нужны еще минимум 15 «стратегов», стоимость которых оценивается в 15 - 20 млрд. рублей за самолет.

0

444

В России активно идут разработки ПАК ТА
http://cont.ws/uploads/posts/79167.jpg

далее

Транспортный самолет ПАК Т.А., согласно новой проектной спецификации от Военно-промышленной комиссии в Москве, сможет летать на сверхзвуковых скоростях (до 2000 км / ч), а также будет обладать впечатляюще высокой полезной нагрузкой до 200 тонн и способностью летать на расстояние до 7000 километров.

К 2024 году по программе будут построены 80 новых грузовых самолетов, сообщает NewsCom.md (http://www.newscom.md/rus/budushaya-ros … hasov.html). Благодаря современной технике, российская армия сможет разместить вооруженную бронетехникой и готовую к бою армию в любом месте.

Как отмечает ресурс, флот из нескольких десятков авиаперевозчиков ПАК ТА смогут поднять 400 тяжелых танков ARMATA, или 900 легких бронированных машин, таких как Спрут-СД, авиадесантная самоходная противотанковая пушка.

"Имея в виду развитие сети военных баз на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, которая, как ожидается, будет завершена в течение того же периода времени (до 2024), становится очевидным, что Россия готовится к полномасштабной военной конфронтации трансконтинентального уровня", - утверждает Expert Online.
http://rt.com/files/news/3b/1b/10/00/346546576878.jpg
Источник, побывавший на закрытом заседании Военно-промышленной комиссии рассказал, что проект ПАК TA развивается уже в течение нескольких лет, и в конечном итоге вытеснит ныне действующие авиаперевозчики. Но такая глобальная миссия для национальной военно-транспортной авиации никогда не озвучивалась ранее.

"Это означает, что впервые мы ставим цель создать оперативный резерв для переброски полноценной армии до любого желаемого места на планете. В контексте нынешней военной доктрины это не поддается пониманию", - заявил собеседник.

Спецификация ПАК TA изначально имела в виду создание дозвукового авиаперевозчика с обычной крейсерской скоростью 900 км / ч и умеренной дальностью полета – 4500 км. Программа предполагает создание грузового ширококорпусного судна с полезной нагрузкой от 80 до 200 тонн, которое заменит все существующие грузовые самолеты Ильюшина и Антонова.

Существует только один самолет с сопоставимой полезной нагрузкой -  Ан-225 (до 250 тонн), однако это разовый самолет, созданный специально для советской программы космических челноков «Буран».

+1

445

Попытка №2. Американское ракетное LEGO.
http://cont.ws/uploads/posts/78905.jpg

далее

думаю, многие любители космонавтики, активно интересущиеся историей и современным состоянием дел в области исследования и освоения космического пространства, уже узнали ракету, запечатлённую на заглавной фотографии.
Эта ракета, а точнее, ракетный ускоритель — самая большая твердотопливная ракета, когда-либо созданная человечеством.
Ну а теперь ставшая и ещё больше.
Это — боковой ускоритель (https://ru.wikipedia.org/wiki/Боковой_у … пейс_шаттл) системы «Спейс Шаттл», который теперь стал ещё больше, получив вдобавок к стандартным четырём секциям, с которыми он стартовал вместе с космическим челноком, дополнительную пятую секцию, что позволит ему стать ракетным ускорителем новой сверхтяжёлой космической стартовой системы НАСА, называющейся SLS (Space Launch System).
Именно эта система, согласно задумке НАСА, должна вернуть Соединённым Штатам Америки пальму первенства во всех аспектах освоения космического пространства, попутно дав всему человечеству возможность вернуться к космическому фронтиру, разорвав, наконец, порочный круг низкой околоземной орбиты и поставить снова на повестку дня вопрос освоения Луны и... даже Марса.

Насколько реальна и насколько воплотима в жизнь эта амбициозная программа? Попробуем разобраться.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/101644/101644_900.jpg
Сравнительные размеры исторических, современных и разрабатываемых американских стартовых систем.
Вопрос на засыпку: почему «Дельта IV» больше «Фалкон 9»?

Современное состояние американской космонавтики после ухода с арены системы «Спейс Шаттл», достаточно плачевно: самая тяжёлая ракета-носитель в распоряжении США по сотоянию на сегодняшний день — это Delta IV Heavy, которая может вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) груз в 22,5 тонны.
Семейство «Дельта IV» (https://ru.wikipedia.org/wiki/-4#.D0.92.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D1.8B-.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8F), несмотря на массу конструкторских, инженерных и коммерческих услилий «Боинга» по созданию и продвижению своего детища на рынок, оказалось «не в нужное время и в ненужном месте»: на фоне низкой стоимости запусков российской ракеты «Протон» и украинской «Зенит-3SL» стоимость запуска полезной нагрузки с помощью «Дельта IV» оказалась совершенно неподъёмной.
Единичный запуск «Дельта IV» обходился в 140-170 млн. долларов, в то время, как стоимость схожего с ней по полезной нагрузке «Протона» составляла около 100 млн. долларов, а стоимость запуска меньшего, но конкурентного с «Дельтой IV» украинского «Зенита-3SL» была и того ниже — всего лишь 60 млн. долларов.
Такая высокая стоимость запуска «Дельты IV» заставила «Боинг» искать для неё исключительно государственные заказы и, в итоге, все запуски «Дельты», кроме одного — оказались проплачены Госдепом американским бюджетом.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/102143/102143_900.jpg
Старт ракеты-носителя«Дельта IV» в варианте Heavy. Стартовый вес около 733 тонн.

В конце концов, в середине 2000-х годов «Дельта IV» окончательно выпала из коммерческого сегмента космических запусков — да так и не смогла вернуться туда вплоть до нынешнего времени, когда ей начали уже наступать на пятки ребята из частной лавки SpaceХ, чья ракета Falcon 9 тоже подобралась вплотную к рыночной нише «Дельты IV», а запланированная к запуску в 2015 году модификация той же ракеты под названием Falcon 9 Heavy (https://ru.wikipedia.org/wiki/Falcon_Heavy) — даже её превзошла.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/102248/102248_900.jpg
При старте Falcon 9 Heavy будут включаться сразу 27 двигателей «Мерлин» тягой по 66 тонн, работающих на керосине и кислороде.

Данное детище Илона Маска должно вывести «частную» космическую программу компании SpaceX на недостижимую ранее высоту: для одноразового варианта ракеты-носителя масса выводимого груза на НОО составит до 53 т, на ГПО — 21,2 т и на траекторию к Марсу — 13,2 т. При возвращении боковых ускорителей и центрального блока, грузоподъемность не превысит 32 тонны на НОО.
Среди технических новинок при разработке Falcon 9 Heavy разработчиком заявлена уникальная возможность перелива горючего и окислителя во время полета из боковых ускорителей в первую ступень ракеты-носителя, что позволит иметь полные топливные баки центральной секции на момент отделения боковых ускорителей и улучшит показатели выводимой на орбиту полезной нагрузки.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/102430/102430_900.jpg
Сборка корпусов первых ступеней ракет Falcon 9. Сейчас 8 двигателей уже устанавливают по кругу, с одним центральным. В тесноте, да не в обиде.

«Траектория к Марсу», упомянутая в прошлом абзаце — не абстракция. При стартовой массе 1 462 тонны, вдвое большем, чем масса рекордной на сегодняшний день «Дельты IV», тяжёлый «Сокол» становится уже той необходимой ступенькой, которая позволяет уже задумываться о полётах к Луне и к Марсу. Пусть и в конфигурации, больше похожей на советские эксперименты с аппаратами серии «Зонд», нежели на колоссальную американскую программу «Сатурн-Аполлон».

Однако, в дальнейшем пути наверх концепции «Дельты IV» и Falcon 9 с боковыми ускорителями, являющимися «клонами» их первых ступеней, начинают ожидаемо буксовать.
Всё дело в том, что множить до бесконечности стартовые «боковушки», которые позволяют увеличить массы выводимой на НОО нагрузки, не получается — два или четыре боковых блока ещё можно как-то прицепить к центральному, но вот дальше сложность сборки и управления такой многокомпонентной конструкцией растёт просто-таки по экспоненте.
Именно на этом, в общем-то, и «засыпалась» королёвская лунная ракета Н-1 (https://ru.wikipedia.org/wiki/-1), у которой на первой ступени стояло 30 ракетных двигателей НК-33 (https://ru.wikipedia.org/wiki/НК-33), что, в совокупности с пятиступенчатой схемой самой ракеты, так и не позволило до конца отработать все вопросы её безаварийного запуска.
Нынешняя конфигурация Falcon 9, стартующая сразу с 27-ю двигателями, уже близка к пределу сложности и дальше, скорее всего, компании Илона Маска уже надо будет увеличивать массу и размеры единичного ракетного блока, что сразу же увеличивает требования по всей цепочке производства, транспортировки и запуска ракеты.

С похожими проблемами, скорее всего, столкнётся и российское перспективное ракетное семейство «Ангара». Небольшой относительный размер единичного блока уже приводит к тому, что на ракету «Ангара-А5» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ангара-А5) со стартовой массой в 733 тонны уже приходится ставить четыре разгонные «боковушки» (при грузоподьёмности на НОО в 24,5 тонны).
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/102723/102723_900.jpg
«Ангара-А5» перед запуском 23 декабря 2014 года. На старте работает пять двигателей РД-191 (https://ru.wikipedia.org/wiki/РД-191), каждый с тягой в 196 тонн.

Дальнейший рост грузоподъёмности «Ангары» уже упирается в то, что к базовой секции второй ступени надо цеплять уже не четыре, а шесть ракетных ускорителей, что, пожалуй, уже является неким конструкционным и инженерным пределом для масштабирования пакетных систем, как пределом для концепции Falcon 9 являются 27 двигателей Merlin-1D на трёх стартовых блоках.

Получившаяся в проекте «Ангара-А7» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ангара_(ракета-носитель)#.D0.92.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D1.8B-.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8F) сможет, согласно расчётам, при собственном стартовом весе в 1370 тонн выводить на НОО полезную нагрузку в 50 тонн (в случае использования водородного горючего для второй ступени), что и будет, скорее всего, максимальным масштабированием концепции ракетного семейства «Ангары».
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/102963/102963_original.jpg
Сравнение «Ангары А5» и концепций «Ангары А7» — с керосиновым и водородным горючим. Заодно тут и ответ — почему «Дельта IV» большая, а Falcon 9 — маленький.

В общем, как ни крути концепты с опорой на ракетный блок класса 200 или даже 400 тонн — всё равно получается, что конструкционный и инженерный карачун предел для таких «пакетных» ракет наступает на стартовом весе в районе 1300-1500 тонн, что соответствует выводимой массе в 45-55 тонн на НОО.
А вот дальше уже надо увеличивать и тягу единичного двигателя, и размер ступени.

И именно по такому пути сегодня идёт проект SLS.

Во-первых, учтя негативный опыт «Дельты IV», разработчики SLS постарались по-максимуму использовать прошлые наработки. В ход пошло всё и вся: и ракетные ускорители «Спейс Шаттла», которые усилили для целей создания тяжёлой ракеты, и старые водородно-кислородные двигатели RS-25 самого челнока, которые установили на второй ступени, и.... (сторонники теории «лунного заговора» — приготовиться!) давно забытые водородно-киcлородные двигатели J-2X, которые ведут своё происхождение от двигателей второй и третьей ступеней лунной ракеты «Сатурн V» и которые предложено использовать в разгонных блоках SLS!

Более того, перспективные планы усовершенствования разгонных ускорителей SLS подразумевают два конкурирующих проекта с использованием ЖРД вместо РДТТ: проект компании «Аэроджет», которая представила для будущего «тяжёлого» носителя свой разрабатываемый керосиново-кислородный двигатель закрытого цикла AJ1E6, ведущий своё происхождение от двигателей НК-33 королёвской Н-1 — и проект компании «Пратт&Уитни Рокетдайн», которые предлагают... (и снова, неожиданность, луноскептики!) восстановить в США производство двигателей F-1, которые в своё время поднимали с Земли знаменитую ракету «Сатурн V».
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/103306/103306_900.jpg
Возможно, на эти испытательные стенды снова вернётся жизнь. Испытание первой ступени РН «Сатурн V» — «Сатурн 1С» в августе 1968 года на циклопическом стенде В-2. Заметьте, что ступень перевозится на барже.

Участвует в разработке будущего перспективного стартового ускорителя и нынешний производитель твердотопливных ускорителей, которые стоят на начальной сборке ракеты-носителя SLS, Block I — компания АТК (Alliant Techsystems), которая предложила ещё более укрупнить существующий ускоритель «Спейс Шаттла», увеличив его длину и диаметр. Проект ATK носит название «Чёрный рыцарь».
Ну и, в качестве вишенки на тортике — одна из будущих конфигураций системы SLS, Block Ib предполагает использование в качестве третьей ступени водородно-кислородного блока, позаимствованного у... ракеты  «Дельта IV»!
Вот такое, понимаешь, «адское ЛЕГО», в котором НАСА постаралось оценить и использовать все существующие наработки в области тяжёлых ракет.

Что же из себя представляет семейство носителей SLS? Ведь, как мы уже помним по примеру «Дельты IV», «Ангары» и Falcon 9 — габаритные размеры бывают обманчивы.
Итак, вот простая схема для понимания задуманного:
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/103548/103548_original.jpg
С левой части схемы — существовавшие до сих пор у США тяжёлые ракеты-носители. Лунный «Сатурн V» (https://ru.wikipedia.org/wiki/-5), который мог вывести на НОО полезную нагрузку в 118 тонн и «Спейс Шаттл» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5 … 0%F2%F2%EB), который вроде бы и выводил на орбиту сам многоразовый челнок весом от 120 до 130 тонн, но при этом мог доставить вместе с ним лишь весьма скромную полезную нагрузку — только 24 тонны полезного груза.
Концепция SLS (https://ru.wikipedia.org/wiki/Space_Launch_System) будет реализовываться в двух принципиальных вариантах: пилотируемом (crew) и беспилотном (cargo).
Кроме того, неготовность трёх перспективных проектов ракетных ускорителей от «Аэроджет», «Рокетдайн» и АТК заставляет НАСА использовать те «части ракетного ЛЕГО», что есть в наличии — а именно те самые пятисекционные улучшенные ускорители «Спейс Шаттла».
Построенный таким образом переходной «эрзац-носитель» (называющийся официально SLS Block I), тем не менее, согласно всем расчётам, уже будет иметь гораздо более серьёзную грузоподъёмность, нежели эксплуатирующаяся «Дельта IV» или готовый к запуску Falcon 9 Heavy. Ракета-носитель SLS Block I сможет поднять на НОО полезную нагрузку в 70 тонн.

В сравнении с концепцией SLS приведены остановленные разработки НАСА по програме «Созвездие» — так и не созданный до конца ракета-носитель «Арес» («Марс»), который совершил лишь один пробный полёт в 2009 году, в конструкции «Арес 1Х», состоявшей из того же модифицированного четырёхсекционного ускорителя «Спейс Шаттла», к которому был присоединён тестовый нагрузочный пятый сегмент и макетная нагрузка второй ступени. Целью того тестового полёта являлась проверка работы твердотопливной первой ступени в компоновке «single stick» («бревно»), однако наверное, что-то произошло в ходе испытаний, при разделении 1 и 2 ступени, произошел несанкционированный рывок вперед 1-й ступени, вызванный, по всей видимости, догоранием оторванных толчком фрагментов топлива в нем. Твердотопливный ускоритель в итоге догнал макет 2-й ступени и протаранил его.
После этого достаточно неудачную попытку собрать «новое ЛЕГО» из старых деталей в НАСА свернули, проект  «Ареса» и само «Созвездие» засунули подальше на полку неудачных концепций, а из разработанного в рамках «Созвездия» оставили достаточно удачный орбитальный корабль «Орион», который был построен по обычной для одноразовых кораблей схеме возвращаемой капсулы, которая окончательно ставила крест на многоразовом планере «Спейс Шаттла».
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/104532/104532_original.jpg
Космический корабль «Орион» перед своим первым запуском на ракете «Дельта IV». Декабрь 2014 года.

Диаметр корабля «Орион» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Орион_(космический_корабль)) — 5,3 метра, масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля составляет около 9 м³. Благодаря такой внушительной для орбитального корабля массе и свободному внутреннему объёму «Орион» при околоземных миссиях на низких орбитах (например, в экспедиции к МКС) может обеспечить жизнедеятельность 6 космонавтов.

Однако, как уже было упомянуто в , основной задачей для «Ориона» и должной вывести его на орбиты дальше низкой опорной стартовой системы SLS, является возврат США к задачам освоения дальнего околоземного пространства и, в первую очередь, Луны и Марса.
Именно на полёт к Луне и, возможно, к Марсу и рассчитаны основные усилия США и России в деле усовершенствования своих космических кораблей и ракет-носителей.
Вот тут, в принципе, в удобной табличной форме (https://ru.wikipedia.org/wiki/Перспекти … 0.BC.D0.B8) разобрано отличие американского «Ориона» от российской системы ППТС (https://ru.wikipedia.org/wiki/Перспекти … ая_система).
За название ППКС ППТС, конечно, надо кого-то сразу прибить, ну да ладно. Да и вообще, к сожалению, с проектом ППТС пока всё очень сложно (https://ru.wikipedia.org/wiki/Перспекти … 1.82.D0.B8).
Поэтому по-поводу ППТС у нас пока только весёлые картинки с выставки. А вот в реальности пока сделано до обидного мало...
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/104826/104826_original.jpg
Есть лишь макет — между прошлым и будущим. Есть лишь макет — за него и держись...

Кроме проблем с финансированием, непонимания концепции и массы вопросов конструкторского и инженерного плана, будущее ППТС неопределено и из-за отсутствия для некоторых из его запланированных задач адекватной ракеты-носителя. Как я уже сказал, «в металле» пока у России есть только «Ангара-А5», которая может вывести на НОО не более 24,5 тонн, чего вполне хватает на околоземные миссии, но уже категорически мало для дальнейшего штурма Луны или Марса.

Кроме того, концепция ППТС базировалась на создании альтернативной «Ангаре» ракеты семейства «Русь-М» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%FC-%CC), работы над которой тоже были пока что остановлены.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/105064/105064_900.gif
Проекты ракет семейства «Русь» в сравнении с семейством только «Союз» и «Ангара».

Основным назначением ракет семейства «Русь» являлось обеспечение пилотируемых полётов, в силу чего ракета при прочих равных параметрах, обладает меньшей полезной нагрузкой на НОО, нежели ракеты семейства «Ангара». Связано это с тем, что при пилотируемых полётах одним из требований является способность ракеты-носителя уйти со старта даже при отказе одного из двигателей и требование обеспечения продолжения полёта в случае последующего отказа одного из двигателей — с продолжением вывода космического корабля на пониженную орбиту или обеспечивающие спасение и безопасную посадку.

Данные требования, включая особую траекторию выведения, которая должна обеспечить перегрузку на экипаж не более 12 g для любых аварийных ситуаций и наличие системы аварийного спасения (САС), приводят к существенному снижению грузоподъемности «Руси» в пилотируемом варианте.

Кроме того, выбранный диаметр базового блока «Руси» в 3,8 метра был выбран, исходя из традиционной для СССР и России перевозки частей ракета-носителей по железной дороге.
В США же сознательно, начиная с программы «Сатурн-Аполлон», первые ступени ракет-носителей делались, исходя из целесообразного размера, при учёте возможности перевозки их водным (прибрежным-морским и речным) транспортом, что значительно упрощало требования по габаритам отдельного блока ракеты.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/105394/105394_original.jpg
Перевозка первой ступени РН «Сатурн V» на речной барже Pearl («Жемчужина»).

Сегодня работы по SLS и по «Ориону», даже после краха «Созвездия» идут полным ходом.
После завершения работ по SLS Block I, который будет практически полностью базироваться на существующем заделе по «Спейс Шаттлу», НАСА планирует перейти к следующему, гораздо более амбициозному этапу — SLS Block II, с промежуточными остановками в виде SLS Block Ia и SLS Block Ib.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/105563/105563_original.png
Вариант LEGO, если раньше будут готовы ракетные ускорители. Block I, Block Ia, а затем — Block II.
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/105919/105919_original.png
Вариант LEGO, если раньше будет готова модифицированная третья ступень. Block I, Block Ib, а затем — Block II.

Ракета-носитель SLS Block Ia уже должна получить какой-то из перспективных ракетных стартовых ускорителей: либо от «Аэроджета» на керосиново-кислородном AJ1E6 закрытого цикла, либо от «Рокетдайна» на доработанном F-1 открытого цикла с «Сатурна V», либо же на новом твердотопливном «Чёрном рыцаре» от АТК.
Любой из этих вариантов должен уже обеспечить конструкции Block Ia грузоподъёмность на НОО в районе 105 тонн, что уже сравнимо с грузоподъёмностью «Сатурна V» и «Спейс Шаттла» (если считать её вместе с челноком).

Те же задачи решит и создание масштабной для всей системы третьей криогенной ступени, которая сможет дополнить двухступенчатую систему Block I (стартовые ускорители и центральная ступень на двигателях «Спейс Шаттла») третьей ступенью, которая для варианта Block Ia будет, как я уже упоминал, позаимствована из ракеты «Дельта IV».

И, наконец, вариант системы Block II уже должен получить полноразмерную, спроектированную специально для массы SLS третью ступень, которая будет использовать, как и вторая ступень «Сатурна V» 5 усовершенствованных двигателей J-2X и будет выводить на НОО 130 тонн полезной нагрузки.

Но даже несмотря на все эти ухищрения, такое «космическое LEGO» будет стоить около 500 млн. долларов за один запуск, что, конечно, меньше, чем стоимость запуска «Спейс Шаттла» (1,3 млрд. долларов), но всё равно — достаточно чувствительно для бюджета НАСА.

Какие же задачи должна решать SLS и почему НАСА не принимает в учёт вариант Falcon 9 Heavy, который вроде бы должен обеспечивать (https://ru.wikipedia.org/wiki/Falcon_He … 0.BA.D0.B8) стоимость в 135 млн. долларов США для одноразовой системы с переливом топлива и для 53 тонн полезной нагрузки на НОО?

Всё дело в том, что НАСА таки нацелилось на Луну, на Марс и даже на астероиды и спутники Юпитера! И Falcon 9 Heavy оказывается для таких задач слишком маленькой ракетой...
http://ic.pics.livejournal.com/alex_anpilogov/72540762/106146/106146_original.jpg
Ядерная ракета — к Марсу!

Но это уже, понятное дело, тема для хорошей отдельной статьи....

PS. Перечитав свою статью ещё раз, сообщаю.
Если я критикую современные российские подходы к освоению космического пространства и хвалю американцев — значит тому есть веские причины.
Ещё в 2010 году состояние американской программы освоения космоса было плачевным: программа «Спейс Шаттл» уже планово закрывалась, пуски «Ареса» показали полную несостоятельнсоть идей «Созвездия», все американские газеты и журналы писали о «космическом российском рабстве» для США.
Но, за прошедшие 5 лет космическая отрасль США перегруппировалась, получила необходимое финансирование — и научилась жить в новых, более жёстких условиях.

Сможет ли этим похвастаться через 5 лет российская космонавтика — особенно на фоне того, что нынешний год приносит нам нерадостные вести о закрытии программ РН «Русь-М» и ППТС, переносе сроков запуска космодрома «Восточный» и тотальном сокращении финансирования «Роскосмоса»?
Поживём — увидим. Я держу за наших пальцы крестом.

alex_anpilogov   (http://alex-anpilogov.livejournal.com/43212.html)

0

446

http://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/1964716/1964716_original.jpg

Второй построенный Иркутским авиационным заводом ОАО "Корпорация "Иркут" для Министерства обороны России по программе 2015 года истребитель Су-30СМ (заводской номер 10МК5 1120), совершивший первый полет 08.02.2015. Иркутск, февраль 2015 года (с) Алексей / russianplanes.net

0

447

Новосибирским авиазаводом компании «Сухой» изготовлено более ста фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые будут заменой Су-24, сообщил глава дирекции военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владимир Михайлов.
«В этом году завод должен поставить 16 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Новосибирцы готовы дать машины даже сверх плана», - сказал Михайлов во время посещения Новосибирска делегацией Минобороны России во главе с замминистра обороны Юрием Борисовым, передает РИА «Новости».
«Самолетов Су-34 будет изготовлено более сотни на смену Су-24», - добавил Михайлов. По его словам, «план этого года весь в железе в цехах». «Три машины будут сданы совсем скоро», - добавил Михайлов. Он отметил, что у фронтового бомбардировщика Су-34 хорошие перспективы. «Этот самолет идет на замену фронтовым бомбардировщикам Су-24. Машина получилась хорошая, правильная, летает с дозаправкой на большие расстояния. То есть машина отвечает всем требованиям фронтового бомбардировщика», - сказал он. По словам представителя ОАК, предприятие «ритмично работает».
Су-34, которые относят к поколению «4+», строятся для замены фронтовых бомбардировщиков Су-24. Всего, напомнил Михайлов, планируется построить больше сотни новых самолетов. Представитель ОАК подчеркнул, что «машина получилась хорошая, правильная» и «отвечает всем требованиям фронтового бомбардировщика». Максимальная дальность полета Су-34 достигает 4 тыс. км, скорость - 1,9 тыс. км/ч. Самолет снабжен 30-миллиметровой пушкой, а его боевая нагрузка составляет 8 тонн, передает ТАСС. В свою очередь руководитель департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев отметил хорошую работу новосибирского завода компании «Сухой». «У нас нет сомнений, что завод план 2015 года выполнит», - сказал Гуляев.

0

448

Красавчег «Бастион»
http://cont.ws/uploads/posts/79831.jpg

далее

+1

449

http://cdn1.share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/_2015132/org/GN5Q6460/web.jpg

0

450

http://ic.pics.livejournal.com/davydov_index/60378694/411448/411448_900.jpg

0


Вы здесь » Легитимные Алкоголики » Архив » Техника - Молодёжи - 1